Творчество Растрелли в Российской Империи

Реалистические тенденции в скульптурах Растрелли развивались в сфере официального искусства, идеологическая направленность которого не допускала господства простой и обыденной формы, особенно в портрете. Вот почему в работах Растрелли, сдержанных и суровых по содержанию, все же наличествуют черты, характерные для барокко, — торжественная величавость построения, пространственная объемность пластических масс, пышность силуэтных очертаний, стремление подчеркнуть богатство нарядов и драпировок. Скульптурные массы как бы находятся в непрерывном движении, отдельные формы без резких граней перетекают одна в другую. Разнообразная по тону патинировка усиливает живописностью общее впечатление нарядности и торжественности целого.

Растрелли с большой последовательностью и логикой развивает тенденции барочной скульптуры. Фигура Анны Иоанновны неразрывно связана с окружающим ее пространством; движение свободно развертывается в глубину, ширину и по вертикали, что придает статуе особую жизненность. С большим тактом, не подражая барочным «мерцающим рефлексам», претворяет Растрелли живописное начало в обработке фактуры. Ювелирной чеканкой, цизелировкой и патинировкой бронзы (Растрелли, по-видимому, не работал в России в мраморе) не только усиливается внешняя нарядность и пышность, но и подчеркиваются элементы, существенные в плане реалистического раскрытия образа; богатство наряда Анны Иоанновны в его иллюзионистически осязательной передаче не скрывает, а, наоборот, выявляет облик «страшной зраком» царицы. В драгоценное, как церковный оклад, оформление статуи Анны Иоанновны властно вмешалось искусство русских чеканщиков, которые были привлечены для отделки статуи.

Могущество новой Российской Империи нашло убедительное выражение в монументальных скульптурах и произведениях Растрелли. В 1720 скульптор по заказу Петра I сделал модель конной статуи. Эта модель представляла собой довольно сложную группу.

Творчество Растрелли, обязанного работать по договору «в рези штемпелей для медалей и монет», не могло не отразиться и на медальерном искусстве. В частности, к его барельефным портретам Петра I близка медаль в честь гр. Ф. А. Головина; не без влияния вышеупомянутых портретных медальонов создавались медали и монеты с изображениями Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны.

Растрелли не только брал к себе, согласно договору, на службу «ради научения и обучения тех художеств и ремесел, которые он сам знает» русских мастеров и ремесленников, но и пытался организовать в России профессиональную школу скульптуры. Однако отсутствие необходимых академических условий мешало систематической учебе. После Растрелли не осталось ни одного мастера со званием скульптора.

В наши дни сохранился рисунок Растрелли одного из вариантов проекта, выразительно характеризующий Петра I как императора и победителя: богиня Победы венчает Петра лавровым венком; вместо «добродетелей» изображены по углам 4 скованные, полулежащие на трофеях фигуры; на цоколе помещен барельеф с изображением Полтавской баталии.