Мемориальные комплексы

В начале истории архитектура имела особенный смысл, который по сей день представлен во всех ее традиционных видах, к которым привык человек. Это и сама архитектура, и ее небольшие формы, такие как памятные знаки, стелы и обелиски, символические арки и многое другое. Традиция возводить мемориальные комплексы, не имела никакого отношения к памяти. Наши первобытные предки пытались просто спрятать тело умершего соплеменника от хищников, чтобы они его не растерзали. И как самый действенный способ – положить на захоронение большой камень, который и послужил прототипом современного памятника.

Данный способ сохранялся долгие годы, пока в первобытном человеке не стало просыпаться стремление понять свою природу. Начались зарождение религиозного характера, первые понятия культуры и одухотворенности, попытки понять феномен жизни, и что происходит после смерти. К умершим начали относиться с почтением и уважением, а само захоронение обрастало ритуалами, соблюдение которых было неукоснительным. Поэтому культурное развитие было невообразимо без похоронных обрядов и создания памятного знака, что и дало название – мемориальный памятник.

Именно тогда ритуалы стали неизменными образами в поведенческой культуре человека. Начали вырисовываться обычаи и нравы, развиваться распознавание между действительностью и мифическим миром, а действия ритуального характера отображать представление о нашей природе и культурных ценностях. Все это закреплено в нашем сознании, и помогает человеку воспринимать мир, окружающий его, и архитектурные формы, в которых он живет, именно так, как в нем заложено. Не задумываясь о том, что мемориальная архитектура, как таковая, имеет глубокие временные корни.

Любой объект наполнен сакральным смыслом

Воплощающие духовность раннего человечества надгробные грубые камни, сменили менгиры, дольмены и кромлехи, которые в свою очередь сменили саркофаги и величавые гробницы, построенные древними цивилизациями. До наших дней дошло много образцов ритуальных сооружений из разных культур, но вершиной Древнего мира принято считать строения Рима. Именно правильность форм и их чистота послужили примером для подражания стилю для следующих поколений.

На протяжении столетий человечество не просто возводило памятники. Оно заполняло их содержанием и придавало им символику, придавало смысл, который, кстати, не всегда проявлялся в момент возведения комплекса, а постигался по истечении многих веков. Ритуальные памятники прошлого, начиная с давних времен, представлены большим количеством шедевров, над которыми трудились талантливые зодчие, например, Тадж-Махал или Аллея сфинксов.

Главное требование к мемориалу – эстетика

Мемориальный парк считается сакральным местом, где остаются непременными понятия вечности, глубинного осмысления существования человечества и смысла жизни, неразрешимой дилеммы добра и зла. Именно эти темы, с определенными смысловыми особенностями, находят воплощение в надгробных памятниках. Это может быть, как простой памятный знак, так и скульптура или даже величественный мемориальный комплекс на кладбище (склеп или усыпальница) для всей семьи.

В наше время, кладбище уже не является местом для служения культу, но от этого оно не становится меньшим по значимости в нашей жизни. Это не столько культурное наследие, выраженное в сплаве духовности и архитектуры, а материальное олицетворение нашей памяти. Изображение наших переживаний в форму обязано отражать их глубинное значение, поэтому игнорировать эстетику при создании памятников недопустимо.