Изготовление памятника Николаю 1 в Санкт-Петербурге. История

Вскоре после восшествия на престол в 1856 Александр II поручил архитектору О. Монферрану возглавить сооружение памятника Николаю. Монферран предложил работать над монументом скульпторам П. К. Клодту, Р К. Залеману и Н. А. Рамазанову, архитекторам Н. Е. Ефимову и А. А. Пуаро, инженеру В. Д. Евреинову. Александр одобрил их кандидатуры и определил местом для постановки памятника Исаакиевскую площадь, цельный ансамбль которой сформировался в царствование Николая. Закладка монумента в присутствии царя и его семьи состоялась здесь в январе 1857 г. По воспоминаниям историков процесс изготовления памятника не обошлось без происшествий: во время отливки главной статуи в апреле 1858 г. форма лопнула, и большая часть бронзы вытекла. Зато вторая отливка в феврале 1859 г. прошла удачно. Открытие памятника состоялось в день рождения покойного императора 25 июня 1859 г.

Главной частью монумента является 6-метровая конная статуя Николая. Вылепивший и отливший ее в бронзе Клодт решил сложнейшую инженерную задачу: массивная скульптура имеет лишь 2 точки опоры — задние ноги вздыбленного коня. Уверенно сидящий в седле Николай одет в парадную форму конногвардейского полка, в каску и кирасу, с палашом на боку. Конная статуя покоится на выполненном Монферраном 10-метровом многоярусном постаменте сложной формы. Его верхняя часть облицована белым итальянским мрамором. По углам — 4 аллегорические фигуры Силы, Правосудия, Веры и Мудрости. Выполнивший статуи скульптор. Р К. Залеман придал им черты императрицы Александры Федоровны и 3 дочерей Николая. Между фигурами Силы и Правосудия помещается гербовый орел и накладная надпись: «Николаю I Императору Всероссийскому. 1859». С 3 других сторон верхней части постамента — бронзовые композиции из доспехов и оружия. Средний ярус постамента облицован малиновым порфиром на его 4 сторонах помещались бронзовые барельефы, изображающие события николаевской эпохи. Задний был выполнен Р. К. Залеманом, 3 остальных — Н. А. Рамазановым.

Передний барельеф изображает Николая, передающего гвардейским саперам семилетнего сына Александра в критический момент восстания 14 декабря 1825 г. На левой стороне показано усмирение царем холерного бунта на Сенной площади столицы в 1831 г. На заднем барельефе император награждает Сперанского за составление 45-томного Свода законов в 1832 года. На правой грани Николай осматривает Веребьинский железнодорожный мост в 1851 г. Нижняя часть постамента состоит из цоколя серого гранита и ступенчатого основания красного гранита с 4 красивыми фонарями по углам. Величественный памятник обращен лицом к Исаакиевскому собору. Его открытие было отмечено выпуском памятной рублевой монеты.

Сразу после февральской революции зазвучали требования снять памятник. Среди сторонников его уничтожения были не только одиозные личности, такие как публицист А. Амфитеатров, но и поэтесса М. Цветаева. И только благодаря исключительным художественным достоинствам памятника его удалось сохранить.